Маяк расположен в западной части Крыма – на мысе полуострова Тарханкут. Это место моряки именуют Мысом бурь – так как в этом районе черноморской акватории довольно часто происходят кораблекрушения. Тарханкутский маяк является одной из самых известных достопримечательностей Западного Крыма.
История маяка уходит в глубокую древность. Вначале на мысе было построена простая сигнальная башня, на которой разводили огонь, указывающий путь морским судам. Когда археологи проводили раскопки на месте древнего городища 8-9 вв., они обнаружили руины массивной постройки из камня. По мнению ученых, она и выполняла функции маяка.
К возведению современного Тарханкутского маяка приступили в начале девятнадцатого века. Строительные работы проводились в течение трех лет. Летом 1817 года маяк начал работать. Тогда сигнальную башню обслуживала целая команда, состоявшая из одиннадцати матросов. Был и смотритель, на должность которого обычного назначали отставного морского офицера, а также – несколько обычных работников и телеграфистов.
Башня высотой тридцать восемь метров имеет коническую форму. Она полностью выложена из белого инкерманского известнякового камня. Маяк состоит из шести этажей (вместе с верхней площадкой), на которые можно подняться по чугунной винтовой лестнице.
Помимо основной башни, на мысе Тарханкут были построены три здания – склад и две жилых постройки (для размещения работников и смотрителя). Первая лампа маяка была масляной. Она состояла из пятнадцати фитилей и рефлекторов. Такой осветительный прибор заправлялся сурепным маслом. Лампа была модернизирована в 1824 году. Она стала подвижной и могла вращаться вокруг своей оси. В конце девятнадцатого столетия ее заменили на керосиновую лампу, которую оснастили более мощной линзой.
В 1862 году осветительная система маяка на Тарханкуте подверглась серьезной модернизации. Была проведена установка самого мощного на то время осветительного диоптрического прибора на всем побережье Черного моря. Дальность новой «суперлампы» составляла более двенадцати морских миль, что позволяло полностью освещать акваторию между мысами Урет и Кара-Мрун. Немного позже маяк получил и собственную телеграфную станцию, предназначавшуюся для связи с кораблями.
Конечно же, функционирование «древних» ламп девятнадцатого века оставляло желать лучшего. Дело в том, что керосиновый нагар приходилось снимать с фитилей как минимум дважды за ночь. Для этого приходилось гасить лампу минут на десять-пятнадцать. Бывали случаи, что за этот короткий промежуток времени успевало произойти кораблекрушение. Вскоре ситуацию исправили. В 1881 году была сконструирована специальная лампа, позволяющая очищать фитили без «выключения света». Впервые осветительный прибор такого типа был применен именно на Тарханкутском маяке.
Спустя два года для маяка была куплена сирена для подачи звуковых сигналов во время морских туманов. Ее привезли из Англии. Сирена приводилась в действие с помощью сжатого воздуха. До этого с туманами «боролись» посредством наутофона, который издавал очень резкие звуки с высокой частотой. До наутофона звуковой сигнал морским судам подавался «дедовским методом» − при помощи колокола.
С первой половины двадцатого века маяк Тарханкута начал оснащаться оборудованием современного типа. В 1934 году на сигнальной башне провели монтаж радиомаяка, дальность действия которого составляла триста миль. В 1970 году осветительную лампу заменили на самую высокотехнологичную для того времени. Также провели газификацию маячного городка и построили новые жилые и нежилые здания.
Тарханкутский маяк является одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей полуострова Крым. Сегодня с сигнальной башни в морские просторы посылается световой сигнал дальностью не менее семнадцати морских миль. Звуковой сигнал распространяется на милю. Это не простой маяк, а полноценный маячный комплекс. Помимо звукового и светового сигнальных устройств там имеются модули основного и запасного электропитания, а также − радионавигационная станция. Работа большинства систем находится под надежным контролем современной электронной «автоматики».